Оптимизация процесса сверки данных для Почты России
В 2017 году Почта России поставила перед разработчиками RPA-платформы задачу оптимизировать процесс сверки данных между почтовыми отделениями.
Проблема
Почта России — федеральный почтовый оператор, входит в перечень стратегических предприятий страны и включает в себя 38 тысяч отделений.
В каждом из отделений ежедневно осуществлялись финансовые операции: электронные переводы, ems-отправления, коммунальные платежи, выплата пособий и пенсий и т. д. По результатам рабочего дня отделения формировался внутренний отчетный финансовый документ со списком всех операций. Документ в распечатанном виде передавался в информпункт одного из 900 почтамтов. И сотрудники информпункта должны были сверить данные о платежах из бумажного списка операций с данными информационных систем.
8500
Сотрудников вручную выполняли процесс сверки данных
в 52%
Случаев возникали ошибки при ручном процессе сверки данных
1,3 млрд рублей в год
Организация теряла от мошенничества на местах
Вручную процесс сверки данных выполняли 8500 сотрудников Почты России в регионах. И как показало проведенное в нескольких регионах обширное обследование, ошибались сотрудники в 52% случаев. Часто расхождения в отчетах возникали потому, что в удаленных отделениях платежи не проходили из-за проблем с интернет-каналом. Второй проблемой было мошенничество на местах, от которого организация теряла до 1,3 млрд рублей в год. При такой организации процесса невозможно было собрать данные для построения сводных отчетов и назначить KPI.
Задача
В соответствии с требованиями проекта по реорганизации почтамтов необходимо было провести обследование операционной деятельности почтовых отделений, подготовить техническое задание по оптимизации сверки данных и создания системы контроля за процессом, затем разработать и внедрить решение.
Поскольку в каждом регионе функционировали разные платежные системы, необходимо было кроссплатформенное решение. Для автоматизации сверки данных решено было развернуть RPA-платформу и внедрить программных роботов для взаимодействия с приложениями самой почты и региональными системами партнеров-провайдеров услуг. В каждом регионе был собственный список провайдеров примерно из 8−10 компаний. Программные роботы должны были работать с 1С, приложениями Microsoft Dynamics, Oracle Database и др.
Программные роботы:
1
На ежедневной основе собирают данные из различных платежных систем через графический интерфейс, обращаясь по API, делая прямые запросы в БД и получая выгрузки данных в CSV и JSON;
2
Приводят их к единому формату;
3
Проводят сверку данных в целевой системе центрального аппарата с базами данных региональных отделений;
4
Если выявляется расхождение в результатах сверки, регистрируют его в централизованной системе, маршрутизируют на ответственного сотрудника и автоматически формируют печатную форму акта сверки с предзаполненным полями.
Результаты проекта
700
Создано роботов
1 314 млрд
Экономят роботы в год
5500
Роботизировано рабочих мест
на 6500 чел.
Сократился штат ручной сверки
Более 700 созданных в ходе проекта роботов экономят 1 314 млрд рублей в год
Роботизировано 5500 рабочих мест
Роботы работают ночью, и когда сотрудники выходят на работу, у них есть уже отчет со списком расхождений в актах сверки
В четыре раза сократился штат ручной сверки, с 8500 до 2000 человек, работа идет с уже найденными расхождениями
Часть сотрудников переориентирована на более интеллектуальную деятельность
Появилась возможность собирать и анализировать данные, а следовательно, процесс стал контролируемым
Решение позволяет накапливать статистику по найденным расхождениям и сокращать их число с помощью корректирующих мероприятий
Кейсы ROBIN
ЗАДАЧА Аэрофлот до 2021 года использовал западную RPA-платформу. Перед компанией стояла роботизировать формирование интеграционной отчетности с помощью отечественного решения. РЕШЕНИЕ - Компании «Аэрофлот» удалось автоматизировать рутинный бизнес-процесс без сложных и дорогостоящих интеграций - Экономия рабочего времени сотрудника составляет как минимум два часа в день - Пока программный робот быстро и безошибочно собирает информацию для отчета, сотрудник департамента информационных систем занимается более специфичными задачами
ЗАДАЧА Быстрая и независимая от ИТ-подразделений автоматизация рутинных задач. РЕШЕНИЕ - Исключены ошибки, связанные с ручным вводом и обработкой данных - Сокращены непродуктивные потери, в том числе трудозатраты - Создан потенциал роста компании за счет возможности достигать более высоких результатов силами имеющегося коллектива - Высвобождено 10 000 рабочих часов в год -132 сотрудника обучились основам RPA, 5 специалистов автономно создают роботов
ЗАДАЧА Обеспечение безопасности работников на рабочем месте посредством минимизацирования контактов сотрудников с рабочими поверхностями. РЕШЕНИЕ - Отмечена высокая степень продуктивности проведённой в столь короткие сроки работы. Даны поручения по созданию опытного образца промышленного прототипа.
ЗАДАЧА Необходимо было за два календарных месяца внедрить RPA-платформу и развернуть программных роботов, чтобы повысить качество обработки документов ведомства. РЕШЕНИЕ - Были автоматизированы операции, которые выполнялись четырьмя сотрудниками и занимали 50% их рабочего времени - Роботы полностью контролируют входящий и исходящий поток документов в АКУ — до 70 в день - Сведены к минимуму ошибки и несоответствия сопроводительной информации
ЗАДАЧА Необходимо было развернуть RPA и внедрить программных роботов с функциями распознавания и классификации текста. РЕШЕНИЕ - Значительно сократились трудозатраты по своевременному формированию отчетов - Сотрудником больше не приходится обрабатывать входящую корреспонденцию вручную - Роботизированные процессы исполняются быстро и безошибочно
ЗАДАЧА Необходимо было внедрить RPA-платформу с графическим интерфейсом и настроить программных роботов по согласованным сценариям для автоматизации процесса формирования документов для конкурсных процедур. РЕШЕНИЕ - В несколько раз сократились сроки выполнения рутинных операций - Сотрудники работают эффективнее за счет снижения объема выполняемых ручных операций - Решена проблема искажения данных при формировании и консолидации отчетности в ГИИС Электронный бюджет и АИС Учета
ЗАДАЧА Необходимо было внедрить RPA-платформу, развернуть и настроить в No-Code среде программных роботов для работы с приложениями MS Office и Adobe. РЕШЕНИЕ - Время выполнения операций по созданию отчета сократилось с 60 до 10 минут. - Решена проблема выгорания специалистов - Отчеты больше не содержит ошибок ручного ввода и проверки данных
ЗАДАЧА Необходимо было разработать, внедрить и настроить в No-Code среде программных роботов для объединения данных из нескольких ИС, конвертирования данных, сбора и передачи информации из разных источников, типизированной обработки информации. РЕШЕНИЕ - Внедрение первых трех роботов освободило от рутины 18 сотрудников комитета. - Сотрудники были направлены на более интеллектуальную работу. - Скорость обработки отчетов увеличилась в 5 раз.
ЗАДАЧА Повысить удобство работы в текущей учетной программе и высвободить энергию сотрудников на выполнение задач по развитию. РЕШЕНИЕ - В месяц три робота выполняют до 6 000 задач. Человек выполняет подобные рутинные задачи в три раза медленнее. Экономия составила до 15% зарплатного бюджета в год.
ЗАДАЧА Автоматизировать обработку обращений и документации, а также процесс организации аудио- и видеоконференций в компаниях холдинга. РЕШЕНИЕ - Программные роботы ROBIN ежемесячно сокращают два дня трудозатрат в Департаменте экономического планирования РусГидро; - Только в части пользовательских обращений за январь 2023 года робот обработал 28% из 13 тысяч заявок.
ЗАДАЧА Роботизировать цикл обработки первичной бухгалтерской документации. РЕШЕНИЕ - Внедрение гибких интегрированных инструментов позволило «Delivery Club» быстро справляться с большим потоком документов и ускорить ввод данных в SAP. Теперь сотрудники тратят на это в три раза меньше времени.
ЗАДАЧА Ускорить процесс пополнения электронного каталога. РЕШЕНИЕ - Цифровые сотрудники сокращают трудозатраты на 92% до 16 часов. Количество ошибок ручной обработки записей сократилось, а платформа ROBIN легко встроилась в IT-ландшафт национальной библиотеки.
ЗАДАЧА Автоматизировать формирование сводки по местоположению, маршруту и задержке вагонов. Снять нагрузку с десятков сотрудников, которые вручную формировали сводные данных из разных внешних и внутренних систем. Каждый из специалистов за рабочий день обрабатывал информацию по 40-50 вагонам. РЕШЕНИЕ - Внедрено RPA решение «Анализ задержек подвижного состава», который автоматически собирает статистику и анализирует данные по 1200-1300 вагонам в сутки.
ЗАДАЧА Роботизировать процессы первого этапа закупочных процедур: поиск потенциальных поставщиков и предлагаемых ими цен, отправка им запросов на ТКП и обработка поступивших ТКП., и снять нагрузку с сотрудников.
РЕШЕНИЕ - Разработана RPA система «Поиск закупочных цен», который совместно с извлечением из неструктурированных текстов необходимых данных ТКП проверяет документы (ТЗ на закупку МТО) по заданным правилам и взаимодействует с площадками для закупок и учетной системой SAP ERP TK.
ЗАДАЧА Снять нагрузку с сотрудников за счет RPA технологий по двум направлениям: мониторинг и обработка заявок на открытие депозитных счетов и обработка зарплатных реестров для формирования платежей по заработной плате.
РЕШЕНИЕ – автоматически анализируют поступившие в систему документы и выполняют поиск новых заявок на открытие депозитных счетов в соответствии с критериями Банка – автоматически проверяют системы ДБО на предмет поступления зарплатных реестров от компаний.
ЗАДАЧА RPA автоматизация процесса ручного мониторинга сайта Центрального Банка России, в который были вовлечены трое сотрудников. Минимизировать риск пропустить нужную информацию и снять нагрузку с сотрудников.
РЕШЕНИЕ: - Технология RPA ROBIN в автоматическом режиме проверяет сайт Центрального Банка РФ с целью поиска новостей о лишении банков лицензии. При обнаружении таких новостей, оповещает через MS Outlook всех заинтересованных лиц.
ЗАДАЧА Роботизировать процесс оформления заявок на поставку продукции и не расширить штат операторов по логистике, ежедневно обрабатывающих заказы на поставку продукции.
РЕШЕНИЕ: - Программные роботы мониторят появление новых заказов на поставку продукции от магазинов в двух системах, извлекают информацию по ним, переносят в сводный реестр заказов, выполняя ряд проверок и расчет даты поставки в соответствии с договором.
ЗАДАЧА Автоматизировать процесс сверки данных для сокращения многочисленных ошибок при ручной сверке и увеличить контроль за данными.
РЕШЕНИЕ: - Программный робот на ежедневной основе проводит сверку данных в целевой системе 1С центрального аппарата с базами данных 1С региональных отделений. Это дало экономический эффект в 1 314,9 млн. руб. в год за счет исключения ошибок и переориентации ≈ 80% отдела ручной сверки данных на интеллектуальные задачи.