Оптимизация процесса сверки данных для Почты России

В 2017 году Почта России поставила перед разработчиками RPA-платформы задачу оптимизировать процесс сверки данных между почтовыми отделениями.

Проблема

Почта России — федеральный почтовый оператор, входит в перечень стратегических предприятий страны и включает в себя 38 тысяч отделений.

В каждом из отделений ежедневно осуществлялись финансовые операции: электронные переводы, ems-отправления, коммунальные платежи, выплата пособий и пенсий и т. д. По результатам рабочего дня отделения формировался внутренний отчетный финансовый документ со списком всех операций. Документ в распечатанном виде передавался в информпункт одного из 900 почтамтов. И сотрудники информпункта должны были сверить данные о платежах из бумажного списка операций с данными информационных систем.
  • 8500
    Сотрудников вручную выполняли процесс сверки данных
  • в 52%
    Случаев возникали ошибки при ручном процессе сверки данных
  • 1,3 млрд рублей в год
    Организация теряла от мошенничества на местах
Вручную процесс сверки данных выполняли 8500 сотрудников Почты России в регионах. И как показало проведенное в нескольких регионах обширное обследование, ошибались сотрудники в 52% случаев. Часто расхождения в отчетах возникали потому, что в удаленных отделениях платежи не проходили из-за проблем с интернет-каналом. Второй проблемой было мошенничество на местах, от которого организация теряла до 1,3 млрд рублей в год. При такой организации процесса невозможно было собрать данные для построения сводных отчетов и назначить KPI.

Задача

В соответствии с требованиями проекта по реорганизации почтамтов необходимо было провести обследование операционной деятельности почтовых отделений, подготовить техническое задание по оптимизации сверки данных и создания системы контроля за процессом, затем разработать и внедрить решение.

Поскольку в каждом регионе функционировали разные платежные системы, необходимо было кроссплатформенное решение. Для автоматизации сверки данных решено было развернуть RPA-платформу и внедрить программных роботов для взаимодействия с приложениями самой почты и региональными системами партнеров-провайдеров услуг. В каждом регионе был собственный список провайдеров примерно из 8−10 компаний. Программные роботы должны были работать с 1С, приложениями Microsoft Dynamics, Oracle Database и др.

Программные роботы:

  • 1
    На ежедневной основе собирают данные из различных платежных систем через графический интерфейс, обращаясь по API, делая прямые запросы в БД и получая выгрузки данных в CSV и JSON;
  • 2
    Приводят их к единому формату;
  • 3
    Проводят сверку данных в целевой системе центрального аппарата с базами данных региональных отделений;
  • 4
    Если выявляется расхождение в результатах сверки, регистрируют его в централизованной системе, маршрутизируют на ответственного сотрудника и автоматически формируют печатную форму акта сверки с предзаполненным полями.

Результаты проекта

  • 700
    Создано роботов
  • 1 314 млрд
    Экономят роботы в год
  • 5500
    Роботизировано рабочих мест
  • на 6500 чел.
    Сократился штат ручной сверки
Более 700 созданных в ходе проекта роботов экономят 1 314 млрд рублей в год
Роботизировано 5500 рабочих мест
Роботы работают ночью, и когда сотрудники выходят на работу, у них есть уже отчет со списком расхождений в актах сверки
В четыре раза сократился штат ручной сверки, с 8500 до 2000 человек, работа идет с уже найденными расхождениями
Часть сотрудников переориентирована на более интеллектуальную деятельность
Появилась возможность собирать и анализировать данные, а следовательно, процесс стал контролируемым
Решение позволяет накапливать статистику по найденным расхождениям и сокращать их число с помощью корректирующих мероприятий
Кейсы ROBIN