Роботизация бухгалтерского учета и процессов

В последние годы слово "роботизация" приобретает новый смысл. Более привычно слышать про автоматизацию в контексте "программы делают что-то сами". Но мало кто понимает суть явления.

В этой статье представим реальный образ роботизации бухгалтерского учета. Какие сложности встают и как их можно решить.

Бухгалтерский отдел сегодня в фактах

Согласно исследованию:

  • 37% сотрудников считают работу причиной своих стрессов.
  • 29% сотрудников считают, что работа слишком сильно смешивается с их личной жизнью.
  • 38% сотрудников вынуждены проверять почту каждый день вне рабочего времени.
  • 33% сотрудников вынуждены работать во время болезни и отпуска.
В 2016 году Минфин заявил о том, что потребность в бухгалтерах будет стремиться к нулю в ближайшие годы. Но эта версия была поправлена через два года на противоположную. Стало понятно, что бухгалтерия точно никуда не исчезнет, но примет новую форму - через роботизацию бухгалтерских процессов и учетов.

Что стало основанием для неверных предположений выше?

В 2016 году началось активное внедрение технологий RPA (Robotic Process Automation). Поэтому в СМИ появились мнения о том, что программные роботы будут выталкивать людей с должностей.

И только к 2018 году споры начали затихать. Практика показала, что роботы помогают людям и заменяют их только при выполнении рутинных задач. Роботы выполняют задачи так же, как их выполнил бы бухгалтер – через графический интерфейс. Поэтому роботизация не заменяет, а помогает в процессах, которые требуют монотонности.

RPA в процессах финансовой отчетности

Типовые задачи финансового отдела можно обобщить в две группы:
  • Прием и обработка первичных документов и подготовка периодических отчетов (месяц, квартал, год).
  • Подготовка оперативных отчетов, благодаря которым высшие менеджеры могут принимать своевременные решения.
Этими задачами занимаются два смежных отдела: бухгалтерский и управленческий. Поэтому одна и та же информация может дублироваться. С помощью роботизации бухгалтерских процессов можно избежать лишней работы. Ниже приведены некоторые задачи, которые можно делегировать роботу:
  • Составление и разделение бухгалтерской отчетности нескольких юридических лиц;
  • Представление ежемесячной вариации и необычных отклонений;
  • Заполнение информационной панели, отправление электронного письма со ссылками на доступ;
  • Автоматическое заполнение писем деловым партнерам;
  • Отслеживание отклонений от ожидаемых норм при проведении инвентаризации;
  • Отражение операций внутри компании в консолидированной отчетности
Проверьте каждое из перечисленных выше действий. Какие из них входят в ваши процессы? Все они могут быть полностью переданы RPA.

Преимущества роботизации бухгалтерского учета

RPA не берет на себя роли сотрудников и не заменяет их. А помогает быстрее и точнее собирать и интерпретировать информацию. Результат – быстрая аналитика, отчетность и верные стратегические финансовые решения. Вот еще некоторые преимущества автоматизации:
  • Бухгалтеры тратят меньше времени на сопоставление цифр;
  • Способствует точной и своевременной отчетности;
  • RPA не имеет ограничений по рабочему времени;
  • Процесс выполняется без ошибок. Все этапы копируются машиной;
  • Устанавливается поверх существующих приложений и копирует действия на уровне пользовательского интерфейса;
  • Нет необходимости изменять или заменять существующие корпоративные приложения.

Автоматизация учета с помощью роботов

Заведение первичных документов в систему сегодня является предметом именно ручного труда. По той причине, что автоматизация требует внедрения как минимум технологии OCR (Оптическое распознавание символов).

Интеграция не так проста, потому что:
  • Существующие инструменты автоматизации не всегда имеют это решение в коробке.
  • Создание собственного решения – это долго, дорого, потребует значительных ресурсов сотрудников и поддержки.
  • Интеграция стороннего решения – тоже требует доработок к существующей системе.
Роботы - это отличное решение для апгрейда автоматизированного рабочего места бухгалетра. Эти алгоритмы исполняются поверх интерфейсов уже существующего программного обеспечения и имеют встроенные, так и подключаемые инструменты OCR от разных вендоров (ABBYY, Yandex, Dbrain, Soika), если говорить о решениях ROBIN.

Как будет выглядеть работа алгоритма, решающая проблему ручной обработки первичной документации:
  • 1
    Сотрудник сканирует поступивший документ, инициирует работу робота.
  • 2
    С помощью OCR робот анализирует документ, извлекает необходимые поля и сохраняет значения полей в переменные.
  • 3
    Робот открывает систему учета (например, 1С).
  • 4
    Робот переносит данные из переменных в соответствующие поля во внутренней системе учета.
  • 5
    Он уведомляет ответственных сотрудников и уведомляет их об успешном завершении.
Получается робот, который всего за 5 шагов экономит десятки часов сотрудникам отдела бухгалтерии каждую неделю.

Оперативные отчеты без участия человека

Эта часть затрагивает и задачи управленческого учета. В некоторых системах отчеты формируются автоматически (если инструменты позволяют это делать). Однако, если требуется взаимодействие с несколькими программами, то за дело приходится браться человеку: нужно переносить данные из одной программы в другую, и хорошо, если хотя бы это можно автоматизировать.

И для этого решения есть свои нюансы:
  • Популярные решения, которыми пользуется бизнес, могут включать автоматическое формирование отчетов, а могут и не включать. При этом, взаимодействие с другими внутренними системами далеко не гарантировано, не говоря о гибкости предоставляемых решений.
  • Создание своих инструментов - это долго и трудозатратно (готовимся расширять IT-отдел или создавать его с нуля).
  • Применение сторонних решений. Чаще всего это отдельные программы, которые требуют ведения учета. Зачем делать работу дважды?
Если потратить месяц-два (в средней компании) на создание и полировку своего робота, то он будет сам формировать отчеты по расписанию и отправлять руководителям.

Как бы это могло выглядеть:
  • 1
    Робот инициирует свою работу по расписанию (например, раз в неделю).
  • 2
    Робот авторизуется в необходимых сервисах, извлекает из полей информацию. Извлеченные данные сохраняются во временные переменные. Робот может работать не только в установленных на ПК программах, но и работать в браузере (если часть данных хранится в Google Docs, к примеру).
  • 3
    Робот формирует отчет, добавляя в него сохраненные ранее переменные.
  • 4
    Робот отправляет итоговый документ связанным сотрудникам через электронную почту, мессенджер, или другой удобный способ коммуникации.
  • 5
    (Бонус). Если еще доработать робота, то можно настроить его на мониторинг ответов по отправленным отчетам. Если руководитель запрашивает уточняющую информацию, то алгоритм может обработать и такое.
Получается, роботизация АРМ не заменяет существующие системы, не заменяет сотрудников - она помогает работать с несколькими системами единовременно.

Подведем итог

Автоматизация рабочего места бухгалтера сегодня имеет новый облик, не такой, каким мы его представляли 20-30 лет назад. Устаревшее воплощение АРМ не решает текущих сложностей, с которыми связываются сотрудники отдела бухгалтерии, а иногда и усугубляет их, а именно: большое количество систем с децентрализованной информацией, большое количество инструментов, которыми необходимо пользоваться для выполнения задач.

Сегодня на рынке есть предложения, которые помогают оптимизировать работу учета - это RPA. Простота внедрения вкупе с мощными возможностями делает роботов наиболее выгодным предложением на рынке (убедились на примерах).

Читать еще: