Цифровизация бизнеса

Мир ускоряется, появляются новые цифровые инструменты. Многие компании поставлены в позицию «либо делай, либо закрывайся», и руководители ищут способы сокращать расходы и растить производительность.

Одним из первых в очереди на оптимизацию стал кадровый вопрос: «Насколько нам нужен сотрудник, который будет принимать звонки и переводить на ответственных специалистов?».
То есть а нужна ли нам штатная единица для неинтеллектуальной рутинной задачи? В таких вопросах на помощь приходит цифровизация бизнеса.

Что такое цифровизация бизнеса?

Цифровизация - это глубокая трансформация бизнеса, предполагающая использование цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения производительности компании и улучшения взаимодействия с клиентами. Одним из основных шагов цифровизации – создание более комфортного и оперативного взаимодействия между клиентом и компанией. Однако, исходя из вопроса о том, что такое цифровизация бизнеса, можно сказать, что этот процесс также может иметь следующие цели:

  • Улучшение продукта (или услуги): его качества, привлекательности, удобства использования, доставки;
  • Автоматизация производственных и других внутренних процессов компании;
  • Упрощение внутренних и внешних коммуникаций.

Важность внедрения цифровизации

Сегодня все больше и больше руководителей компаний и предпринимателей осознают необходимость изменений в своем бизнесе. Бесполезно бороться с концепцией всеобщей цифровизации - ее нужно принять. Компании должны понять, как ее можно встроить.

Это одно из важнейших направлений, которое поможет совершить новый технологический прорыв в мировой экономике. При значительном сокращении затрат и оптимизации производственных процессов для сохранения окружающей среды, экономии человеческих, денежных и временных ресурсов, а также повышения уровня жизни в целом.

Компании, которые не начнут цифровую трансформацию своего бизнеса сегодня, будут неэффективны и просто исчезнут под давлением новых рыночных реалий и более прагматичных «цифровых» конкурентов завтрашнего дня.

В этом году IBM и Microsoft сошлись в борьбе за право предоставить компаниям инструменты цифровизации бизнеса за меньшие деньги. И это компаниям на руку - рассмотрим на примерах.

Логистика

Есть клиент Сергей, который покупает на заводе 10 пряников каждый месяц. Есть клиент Алиса, которая купила 1 пряник как разовое событие. Если масштабировать этот сценарий до тысяч клиентов, сотен различных позиций товара - появляется необходимость в планировании заказов на производство, а значит нужны специалисты, которые будут анализировать покупательские тренды и формировать прогнозы.

Это было вчера.

Сегодня работу отдела может реализовать один алгоритм, который ежеминутно анализирует поведение покупателей, сезонность товаров, регулярность покупок, чтобы сделать прогноз: каким может быть следующий месяц. Цифровизация бизнес-процессов в логистике - большая возможность оптимизировать расходы для компании, особенно в нынешнее время. В конце-концов, черствые пряники - невкусно, а отсутствующие пряники - прощание с клиентом.

Внутренние процессы

Цифровизация бизнес-процессов включает автоматизацию солидной части внутренних и внешних коммуникаций предприятия. Роботизировать можно не только логистику, но и внутренние бизнес-процессы компании, например - работу с контрагентами. Ранее требовалось:
1
Сформировать заказ
3
Пропустить его через бухгалтерию и выставить счет
2
Согласовать начало обработки заказа
4
Мониторить факт оплаты
5
Формировать заказ на производство/доставка
Каждый из этапов выше можно роботизировать так, чтобы ни один сотрудник не коснулся трубки смартфона и не напечатал ни одной буквы.

Цифровизация с того света

Использование роботов для улучшения качества работы с клиентами буквально может вытащить компанию из глубокого кризиса. За примером далеко ходить не надо - еще несколько лет назад Best Buy находился под тяжелой ногой Amazon, который вкладывался в развитие технологий. Тогда было трудно предугадать: как компания, продающая компакт-диски выстоит против онлайн-магазина мирового масштаба. Но это случилось, спасибо цифровизации бизнес-процессов на предприятии.

Сделав упор на автоматизации логистики при помощи роботов, Best Buy сократили сроки поставок:
1
Переформировали дистрибьюторские центры
2
Автоматизировали хранение товаров на складах.
3
Автоматизировали выдачу товаров со склада.
4
Создали роботов, которые управляют пунктами задачами из пунктов 2 и 3.
Однако, «ключевой особенностью» стал автоматизированный сбор и анализ характеристик клиентов. Огромные массивы данных, формируемые с каждого клика клиента, позволили компании предоставить максимально персонализированный подход к каждому. Да, теперь Best Buy занимаются больше консультированием и поддержкой, чем продажами.

Не забываем о братьях младших

Big data, машинное обучение, роботы - термины вызывают желание спрятать кошелек подальше, особенно если вы являетесь владельцем малого и среднего бизнеса. Логично - в начале 2010-х годов такую роскошь могли позволить себе крупные предприятия, набирая целые этажи программистов. Сегодня цифровизация малого и среднего бизнеса доступна и для школьника. Современные инструменты рассчитаны на максимально эффективное и быстрое внедрение роботов, открывая дорогу любому виду бизнеса. Казалось бы: зачем цифровизация может понадобиться салону красоты? Разберемся на простейшем примере:
  • 1
    Принять звонок от клиента.
  • 2
    Узнать пожелания клиента и желаемое время посещения салона.
  • 3
    Сверить с существующим графиком работы и загруженности сотрудников.
  • 4
    Предложить клиенту варианты.
  • 5
    Забронировать время, внеся запись в журнал бронирования (почему-то в некоторых салонах до сих пор любят бумажные носители).
Как такой процесс может выглядеть с прогаммным роботом:
  • 1
    Клиент заполняет заявку на сайте, указывая:
    • Желаемый сервис.
    • Желаемый диапазон времени.
  • 2
    Робот сопоставляет загруженность специалистов, предлагает временные промежутки.
  • 3
    Клиент подтверждает время.
  • 4
    Робот вносит клиента в календарь.

Трудности при внедрении

Никто не даст вам пошаговых инструкций, как провести оцифровку. Только зная бизнес изнутри, можно правильно поставить цель и разработать стратегию цифровизации бизнеса. Также на пути к цифровизации нужно быть готовым к ошибкам и поворотам «не там» и стараться относиться к ним спокойно. Ошибки – стандартная составляющая любых изменений, поэтому эти проблемы не должны стать препятствием - рано или поздно вам в любом случае придется переходить на цифру.

Чаще всего цифровизация бизнеса проходит в 3 этапа.

1. Анализ компании, постановка целей и разработка стратегии.

Для начала необходимо проанализировать все бизнес-процессы и стратегические активы компании: определить эффективность всех ее подразделений, производства, внутренних и внешних коммуникаций. Подумать, как ее можно улучшить с помощью цифровых технологий.

На этом этапе необходимо поставить четкую цель, к которой компания должна прийти с помощью цифровизации. Сформировать примерную стратегию достижения этой цели. Чтобы минимизировать риски, нужно подходить к этому очень внимательно и ответственно. При составлении стратегии помните, что новые технологии не должны полностью менять бизнес, их основная цель - упростить бизнес-процессы.

2. Внедрение цифровых технологий.

Когда вы обозначите четкий план действий и выберете необходимые цифровые инструменты, можно приступить к работе. Вам понадобится время на внедрение новых технологий, тестирование, исправление технических ошибок, обучение персонала или клиентов в работе с сервисами. Поэтому, чтобы увидеть какие-либо результаты, вам нужно подождать.

3. Анализ результатов.

После внедрения каждого цифрового решения необходимо проанализировать его эффективность и убедиться, что оно приносит дополнительную прибыль или любую другую выгоду компании, а не наносит ущерб бюджету.
Запись вебинара «На пути к цифровой трансформации с помощью RPA»

7 шагов к цифровой трансформации

Бизнес-процесс - это задачи, выполняемые сотрудниками, клиентами, партнерами для достижения определенной конечной бизнес-цели. Поэтому масштабируемые бизнес-процессы - основа любой успешной организации.

Мы взглянем на пошаговый план, который может провести компанию от уязвимого положения к новым возможностям.

Шаг 1 - Определите цель

Для каждого процесса разработайте четкую структуру целей и показателей успеха. Определите свои конечные цели. Некоторые называют это определением ключевых результатов (ОКР), но вы можете называть это как хотите. Главным моментом здесь является разработка цели и количественных показателей: экономия времени и затрат, повышение удовлетворенности клиентов. Это все должно помочь вам достичь желаемого результата.

Шаг 2 - Объем процессов

Определите, какой тип бизнес-процесса вы хотите оцифровать. Обычно существует три основных типа бизнес-процессов: операционный, управленческий и вспомогательный.

Операционные процессы - это основные процессы, необходимые для создания, разработки и доставки продуктов и услуг клиентам.
Управленческие процессы - это системы, которые отслеживают и контролируют бюджеты, а также возможности стратегического роста. Вспомогательные процессы - это системы, которые используются в серверной части любого бизнеса, такие как техническая поддержка, офисное администрирование и обработка жалоб клиентов.

Понимание соответствующего типа процесса оцифровки помогает определить:
  • какие заинтересованные стороны следует привлечь
  • какие передовые практики следует проанализировать
  • какие критерии использовать.

Шаг 3 - Определите свою цифровую бизнес-модель

В зависимости от того, чего вы хотите достичь, вам необходимо выбрать цифровую бизнес-модель, которая позволит вам эффективно расти и масштабироваться. Лучший способ определить вашу цифровую бизнес-модель - это подумать о том, как различные цифровые платформы позволяют предприятиям вводить новшества и использовать преимущества появляющихся тенденций. Хотя цифровые процессы и системы позволяют предприятиям работать более эффективно. Быстрее доставлять продукты и услуги. В конечном итоге, повышать качество обслуживания конечных потребителей.

Цифровые бизнес-модели позволяют организациям использовать технологии для удовлетворения потребностей клиентов уникальными способами. Которые создают конкурентную дифференциацию и обеспечивают финансовую устойчивость. Не существует единой правильной или неправильной цифровой бизнес-модели, но модель, которую вы выберете, окажет большое влияние на будущий потенциал бизнеса. Чем больше вы будете думать о разработке цифровой бизнес-модели, которая находит отклик у ваших клиентов и команды, тем больше у вас будет возможностей для максимального использования цифровых возможностей.

Шаг 4 - Оптимизируйте

Бизнес-процессы следует рассматривать как единое целое, прежде чем просто переводить их из аналогового формата в цифровой. Выйдите за рамки автоматизации существующих процессов и начните создавать или изобретать свои собственные процессы по мере необходимости. Создание цифровой организации - это нечто большее, чем автоматизация того, что когда-то было ручным процессом. Ищите возможности настраивать или корректировать процессы, изобретать их заново или оптимизировать. Чтобы повысить операционную эффективность, улучшить сбор данных или ускорить принятие решений. Это лишь несколько примеров для использования.

Шаг 5 - Используйте программные платформы

Цифровая трансформация всегда включает в себя программное обеспечение. Большинство крупных организаций полагаются на корпоративные программные решения. Они помогают им управлять своим бизнесом и выполнять все задачи: от маркетинга и продаж до управления операциями и финансами. По данным Gartner, к концу 2023 года ожидается, что рынок корпоративного программного обеспечения будет стоить около 634 миллиардов долларов.

Большой тренд, который резко ускорит цифровую трансформацию - это программное обеспечение без кода. Почему? Программное обеспечение без кода позволяет любому определять и масштабировать бизнес-процесс без знания программирования. Это «демократизирует» программное обеспечение, так что индивидуальные решения становятся доступными для всех, а не только для дорогостоящих консультантов и программистов. По оценкам, 65% всей разработки программных приложений будет выполняться с использованием программных приложений с низким кодом или без кода. По оценкам расходы на программные платформы с низким кодом составят 21 миллиард долларов.

Программное обеспечение без кода обычно продается как программное обеспечение как услуга (SaaS) и позволяет пользователям:

  • Стимулировать инновации и разработку новых продуктов;
  • Улучшать клиентский опыт;
  • Оптимизировать бизнес-процессы и операции;
  • Поддерживать анализ и отчетность;
  • Разрешить внешнему партнеру сотрудничество и обмен
Использование программного обеспечения без кода актуально для всех областей. Вам больше не нужно быть экспертом в разработке программного обеспечения, чтобы использовать технологии.

Шаг 6 - Создание дорожной карты

Дорожная карта цифровой трансформации - это четкое, упорядоченное во времени визуальное представление основных цифровых стратегических целей организации

Дорожная карта полезна для простой передачи цифровой стратегии сотрудникам. Таким образом, каждый может увидеть, как цифровые технологии и процессы поддерживают существующие цели компании и помогают в достижении и продвижении ее видения и миссии. В качестве стратегического инструмента «Дорожная карта» описывает конкретные действия, которые необходимо реализовать для создания новых процессов.

Шаг 7 - Ориентируйтесь на данные

Работайте, используя бережливые подходы, а не длинные проекты с высокими рисками. Непрерывная разработка, итерация и быстрые запуски - вот реальность. Примите это во внимание. Разработайте решения, которые можно будет протестировать и как можно быстрее представить коллегам или клиентам для повторения цифровых решений.

Лучший способ убедиться, что вы остаетесь верным каждому из столпов оцифровки бизнес-процессов - это высказывать свои ожидания и стремления. Мечтайте масштабно и стремитесь полностью трансформировать свой бизнес, внедряя цифровые бизнес-процессы, которые соответствуют потребностям вашего рынка и целевой аудитории.

В итоге

Цифровизация бизнеса - один из главных трендов, капитализация которого выросла на 19% за этот год. Внешние экономические условия только ускорили необходимость внедрения. Если все сделать правильно, то это приведет к созданию бизнеса, который будет устойчив к любым изменениям.

Читать еще: